Государственная пошлина

В виде государственной пошлины в доход государства поступают денежные суммы, взимаемые специально на то уполномоченными учреждениями за совершение в интересах отдельных граждан, предприятий, учреждений и организаций действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Каждое исковое заявление, первоначальное и встречное, заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе, заявление (жалоба) по делам особого производства, а также кассационные жалобы оплачиваются государственной пошлиной в размере, установленном гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ*(4).

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям

Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды

При установлении госпошлины, ее размеров, порядка уплаты, предоставлении льгот по госпошлине законодатель учитывает социальную значимость тех или иных дел, необходимость обеспечения доступности правосудия исходя из того, что права и свободы человека признаются высшей ценностью, а их защита является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
Вопросы, связанные со взиманием государственной пошлины, являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах. Вследствие этого ст. 88 ГПК РФ имеет отсылочный характер. Государственная пошлина относится к федеральным сборам.