Преимущественное право на приватизацию

Малому и среднему бизнесу предоставлены временные привилегии в приватизации арендуемых помещений. Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).

Законом N 159-ФЗ было внесено изменение в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). Конкретно: к общему порядку приватизации была отдельным федеральным законом приплюсована возможность установления особенностей приватизации для субъектов малого и среднего бизнеса (далее - субъекты МСБ). Таким законом и стал рассматриваемый Закон N 159-ФЗ. Для решения вопросов, не урегулированных Законом N 159-ФЗ, следует руководствоваться Законом о приватизации.
Новый порядок будет действовать с 5 августа 2008 г. до 1 июля 2010 г. Можно только предполагать, что будет после 1 июля 2010 г.: либо действие Закона N 159-ФЗ будет продлено, либо для субъектов МСБ вообще не будет никаких особенностей, либо они будут предусмотрены уже совсем другим законом.
С даты вступления Закона N 159-ФЗ в силу инициаторами приватизации могут стать орган государственной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления. Субъектам МСБ позволено инициировать процесс приватизации только с 1 января 2009 г. Таким образом, с подготовкой необходимого пакета документов следует поторопиться, учитывая устоявшуюся практику чиновничьего затягивания любых процессов оформления.
Особенность приватизации для субъектов МСБ состоит в предоставлении им преимущественного права перед другими желающими приобрести в собственность лакомые кусочки недвижимости. Именно в такой форме государство решило оказать поддержку субъектам МСБ. Но все не так радужно, как кажется после первого прочтения.

Кто нынче в шоколаде?

Закон N 159-ФЗ распространяет свое действие на субъекты малого и среднего бизнеса. Критерии приведены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве). Напомним их читателям.
К субъектам МСБ относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.
В уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСБ, не должна превышать 25%.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
- для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно;
- для малых предприятий - до 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
- для микропредприятий - 60 млн руб.;
- для малых предприятий - 400 млн руб.;
- для средних предприятий - 1000 млн руб.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 и применяются к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г.

Кого обделили?

Повезло не всем представителям малого и среднего бизнеса. Преимущественное право на приватизацию не распространяется на следующих субъектов:
- субъектов МСБ, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых);
- кредитные и страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбарды;
- участников соглашений о разделе продукции;
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- лиц, являющихся нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (ст. 3 Закона N 159-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

Обязательные условия

Воспользоваться преимущественным правом на приватизацию субъект МСБ сможет только при выполнении следующих четырех условий:
Арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании субъекта МСБ непрерывно не менее трех лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ в соответствии с договором (договорами) аренды такого имущества.
Арендная плата перечислялась в течение всего срока аренды надлежащим образом.
Площадь арендуемых помещений не должна превышать установленные законами субъектов РФ предельные значения.
Арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью четвертой ст. 18 Закона о малом и среднем предпринимательстве перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Добавим, что Закон N 159-ФЗ не позволяет приватизировать имущественные комплексы государственных или муниципальных унитарных предприятий, недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления, а также недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

Особый перечень имущества

Три первых условия достаточно просты и понятны. А вот четвертое заслуживает особого внимания.
Законом N 159-ФЗ внесены изменения в часть четвертую ст. 18 Закона о малом и среднем предпринимательстве, в соответствии с которыми органы исполнительной власти РФ и субъектов, а также органы местного самоуправления утверждают перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСБ и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСБ. Теперь порядок формирования таких перечней конкретизирован.
В указанные перечни включается государственное и муниципальное имущество, свободное от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСБ). Это имущество может быть использовано только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы субъектам МСБ и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСБ). Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в Интернете на официальных сайтах утвердивших их уполномоченных органов.
То есть имущество, включенное в указанный перечень, может передаваться только в аренду и соответственно не подлежит приватизации ни субъектами МСБ, ни любыми другими претендентами. Очевидно, таким образом государство создает некий резервный имущественный фонд, который призван обеспечить необходимую материальную базу для развития малого и среднего бизнеса в будущем.

Порядок приватизации субъектами МСБ

Подробный порядок реализации субъектами МСБ преимущественного права на приватизацию содержится в статьях 4 и 9 Закона N 159-ФЗ. Результатом этого процесса является заключение договора купли-продажи и оформление залога на это имущество (при приобретении на условиях рассрочки) или отказ в его заключении в случаях, определенных Законом N 159-ФЗ.
Необходимо отметить, что уступка субъектами МСБ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается.
Субъекты МСБ утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в случае отказа от заключения договора купли-продажи, неподписания такого договора в указанный срок, а также в случае расторжения подписанного договора в связи с существенным нарушением его условий арендатором.

Финансовые условия приватизации

Оплата государственного или муниципального имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права, может быть как единовременной, так и в рассрочку, срок которой устанавливается законами субъектов РФ. Если имущество приватизируется на условиях рассрочки оплаты, то на сумму рассрочки начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества.
Цена приватизируемого имущества устанавливается с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей.

Жаловаться можно, но быстро!

Если арендуемое субъектом МСБ помещение по неизвестным причинам ушло в другие руки, несмотря на соответствие самого субъекта МСБ и арендуемого им помещения условиям, определенным Законом N 159-ФЗ, "обиженный" субъект МСБ вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке. Для такого обращения в суд установлен двухмесячный срок с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его преимущественного права.

Подведем итоги

Получается, что никаких финансовых послаблений для субъектов МСБ в Законе N 159-ФЗ не предусмотрено. Особенность состоит только в преимущественном праве приобретения в собственность, воспользоваться которым можно при выполнении не таких уж и простых условий и пока только в течение двух лет с хвостиком.
Конечно, не стоит забывать про упрощение процедуры. Все же есть реальное упрощение процедуры реализации: она проводится без проведения публичных торгов по рыночной стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Итак, субъекты МСБ получили преимущественное право и упрощение процедуры его оформления. Это хорошо.
Однако представляется, что на практике может возникнуть масса не учтенных в Законе N 159-ФЗ вопросов.

Проблемы, порождаемые Законом N 159-ФЗ

Начнем с лимита площадей, которые могут быть приватизированы в упрощенном порядке. Напомним, что размер площади устанавливается законом субъекта РФ. До этого момента преимущественное право не может быть реализовано субъектами МСБ.
В переходных положениях Закона N 159-ФЗ установлено, что если до 1 января 2009 г. субъекты РФ не воспользуются предоставленным правом и не установят предельные значения, то во внимание будет приниматься лимит, определенный федеральным Правительством. Срок для этого ведомства тот же - до 1 января 2009 г.
Но вот когда исполнительные органы власти соизволят подготовить и утвердить документы, устанавливающие нужные величины? Вопрос остается открытым.
На первый взгляд этот вопрос может показаться не таким уж и важным. Вместе с тем начать процедуру оформления документов невозможно без наличия установленных предельных значений. Хочется задать вопрос законодателю: зачем из первоначальной редакции исключена норма о 500 кв.м? Ведь при наличии установленного лимита в самом Законе реализация его положений была бы возможна уже с момента вступления Закона в силу.
Ответ напрашивается сам собой: очевидно, для того, чтобы органы власти успели "распорядиться" недвижимым имуществом с целью избежать его перераспределения в руки малого и среднего бизнеса. Такие возможности у власти имеются.
Во-первых, это реализация государственного или муниципального имущества на торгах с тем, чтобы реализовать его по более выгодной цене.
Во-вторых, это включение "нужных" площадей в программу поддержки малого предпринимательства, о которой говорится в ст. 3 Закона N 159-ФЗ и части четвертой ст. 18 Закона о малом и среднего предпринимательстве. Предоставленная субъектам РФ свобода самостоятельно определять перечень имущества, в отношении которого возможна реализация преимущественного права выкупа субъектами МСБ, может способствовать расцвету коррупции, борьба с которой является одним из приоритетнейших направлений президентской программы.
Минимальные размеры площадей также не установлены Законом N 159-ФЗ. Это в свою очередь предоставляет властям возможность установить, например, лимит в 5 кв.м, на которые может рассчитывать МСБ. Никаких ограничений нет, следовательно, решение субъекта РФ может сделать Закон N 159-ФЗ фактически не работающим на территории отдельно взятого региона.
Несколько слов о неоправданном, на наш взгляд, ограничении, установленном Законом N 159-ФЗ.
Так, действие Закона N 159-ФЗ распространяется на арендаторов, не допустивших за время договорных взаимоотношений нарушений условий по уплате арендных платежей. Такое ограничение ущемляет права тех арендаторов, которые, например, уже были привлечены к ответственности как в судебном, так и в досудебном порядке. Оправдана ли двойная ответственность для таких нарушителей, которые, оступившись один раз, заплатили за свой промах штрафами и пенями? А теперь еще вдобавок к этому и Закон N 159-ФЗ к ним неприменим.
Установленное ограничение следовало бы заменить положением, которое предоставляет преимущественное право на выкуп арендованных помещений субъектам МСБ, которые на момент реализации права не имеют задолженности по арендным платежам, а также пеней за ее просрочку.
В ходе реализации Закона N 159-ФЗ может возникнуть следующий вопрос: имеется ли возможность его применения, если в отношении арендуемых площадей последовательно заключались несколько договоров аренды, а также если договоры аренды заключались с разными организациями, например с правопреемниками предыдущего арендатора? По смыслу Закона N 159-ФЗ в таких случаях у субъектов МСБ преимущественное право возникает. Вместе с тем размытые формулировки допускают возможность его ограничительного толкования.
Впрочем, в Законе N 159-ФЗ для предпринимателей имеются и некоторые лазейки. Например, воспользоваться правом на упрощенную приватизацию могут и представители крупного бизнеса. Для этого достаточно, чтобы крупная организация стала участником общества с ограниченной ответственностью (ООО), арендующего требуемые помещения, на которое Закон N 159-ФЗ распространяется. Не секрет, что у малого бизнеса зачастую едва хватает средств даже не на выкуп, а на аренду помещений, а у крупного бизнеса их предостаточно.
Малое предприятие, претендующее на помещения в престижных районах, становится лакомым кусочком для больших денег. Отметим, что такая организационно-правовая форма, как ООО, позволяет в наиболее короткие сроки оформить переход доли к новым владельцам.

Для чего нужен образец


Необходимость обращения в суд возникает тогда, когда право физического либо юридического лица нарушено и у этого лица отсутствует иной способ для его защиты помимо обращения в суд, если законом не предусмотрена альтернатива.

Вы решили обратиться в суд. У вас есть два варианта: первый найти специалиста; второй составить исковое заявление (заявление) в суд самостоятельно. В первом случае все достаточно просто, нужно оплатить работу специалиста и получить юридическую услугу в виде готового искового заявления. Во втором случае сложнее.

Написание искового заявления в суд потребует от вас не только владение терминами права, но и еще знание действующего законодательства. Если у вас этого нет, то вам понадобятся образцы, шаблоны, типовые формы, имеющиеся на нашем сайте.

Как правильно пользоваться образцом


Надо помнить, что образцы исковых заявлений бывают разного содержания. Одни могут быть изготовлены в форме шаблона (типовой формы), другие в виде реальных исковых заявлений. Шаблон искового заявления, как правило, не содержит детального описания обстоятельств, послуживших для обращения в суд. Эти обстоятельства составителю заявления предлагается вписать в содержание искового заявления самостоятельно. Однако сделать без соответствующей подготовки это не просто. В случае если вам не удается правильно составить исковое заявление на основе шаблона, то вы ищите образцы исковых заявлений с готовым содержанием. Имеющиеся на сайте образцы актуальны как для начинающих, так и для профессионалов. Образцы составлены с учетом действующего законодательства. Часть образцов можно использовать без значительного редактирования. В содержание такого образца нужно только внести свои конкретные обстоятельства и подписать его. Нужно помнить, что не правильно оформленный документ будет оставлен без рассмотрения из чего следует, что только вдумчивый подход к его заполнению станет гарантом того, что поданное вами заявление не будет оставлено без внимания.

Правила скачивания информации


Сеть интернета позволяет не только смотреть разнообразную информацию, но и «забирать» ее себе. Вы можете найти нужные материалы и потом загрузить себе на диск компьютера. В этом случае информация стала вашей. Это выгодно, так как в любой момент вы можете открыть ее без сети интернета, переместить на флешку или на диск. Возможно даже передать ее по электронной почте или по скайпу. В том случае если из сети интернета эта информация удалена, то у Вас она по-прежнему будет открываться в «неизменном» виде. Такое действие«забирание» из сети принято обозначать скачиванием. Напоминаем, что скачать можно как текстовые данные, так и видео, музыку, фотографии и компьютерные программы. Проблема при скачивании может заключается в том, что для загрузки каждого типа данных существует свой вариант или даже несколько вариантов скачивания. Текст «скачиваем» одним способом, видео или музыку другим, фотографии третьим и т.д. К сожалению, не существует одной универсальной инструкции в каждом случае она своя.

Вы можете скачать образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD

Вы можете заказать выбранный образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD из архива сайта. Оформить заказ.