Россия,
Воронежская область

+7 (000) 000 0000
[email protected]


ГЕОГРАФИЯ

Российская Федерация

ДОСТУПНОСТЬ

24 часа в сутки

НАДЕЖНОСТЬ

Опытные юристы

КОНТАКТЫ

Мы всегда на связи

В каких случаях и в каком порядке производится освобождение лица от исполнения обязанности по уплате НДС?

Организации и индивидуальные предприниматели, хотя и признаваемые плательщиками НДС в соответствии со статьей 143 НК РФ, могут быть при определенных условиях освобождены от обязанностей исчислять и уплачивать этот налог. В этом случае совершаемые ими хозяйственные операции не будут облагаться НДС, даже если они признаются объектом налогообложения. Не имеют права на освобождение лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Однако осуществление деятельности по перемещению товаров через таможенную границу РФ не лишает лицо права получить освобождение в отношении другой деятельности.
Освобождение осуществляется на основании статьи 145 НК РФ. Право на освобождение имеют налогоплательщики, если:
а) сумма полученной ими выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила за предшествующие три месяца двух миллионов рублей и
б) в течение этого срока ими не осуществлялась реализация подакцизных товаров.
Выявляя конституционный смысл статьи 145 НК РФ, Конституционный Суд РФ указал, что факт реализации подакцизных товаров не лишает налогоплательщика права на освобождение в отношении деятельности, не связанной с реализацией подакцизных товаров*(10) .
Для реализации указанного права не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение, в налоговый орган по месту учета необходимо представить письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение. Такими документами согласно п. 6 ст. 145 НК РФ являются:
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Лица, направившие уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) не могут отказаться от него до истечения 12 последовательных календарных месяцев. Однако если в течение периода, в котором используется право на освобождение, сумма выручки от реализации за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила указанный лимит или налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, то с 1-го числа месяца, в котором это имело место, право на освобождение утрачивается до окончания периода освобождения. В этом случае сумма налогов за месяц, в котором имел места факт утраты права на освобождение, подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке. В силу вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда, факт реализации подакцизных товаров в период освобождения не влечет утрату права на освобождение в отношении другой деятельности.
Непредоставление налогоплательщиком документов, свидетельствующих об утрате права на освобождение, влечет наложение налоговых санкций. Однако если налогоплательщик представит соответствующие документы, но самостоятельно не восстановит суммы НДС, то налоговый орган вправе взыскать только сумму налога и пени, штраф же наложению не подлежит*(11).
В случае перехода налогоплательщика на специальный налоговый режим, при котором он не признается плательщиком НДС, период освобождения считается оконченным с момента перехода на такой налоговый режим. Не позднее 20 числа месяца, следующего за истечением периода освобождения, налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие, что в течение срока действия освобождения право на освобождение не было утрачено. Одновременно он направляет уведомление о продлении освобождения или об отказе от него.
Налогоплательщик, пользующийся освобождением, не вправе применять налоговые вычеты. Кроме того, в некоторых случаях суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в связи с возникновением права на освобождение. Поэтому если сумма НДС, предъявленная налогоплательщику поставщиками (подрядчиками) превышает сумму НДС, которую налогоплательщик может предъявить своим поставщикам (заказчикам), то использование права на освобождение для налогоплательщика невыгодно.
Обратим внимание на то, что налоговым законодательством по НДС не урегулирован срок представления налоговой декларации за месяц, предшествующий месяцу, в котором налогоплательщик лишился права на ежеквартальный отчет, что лишает возможности привлечения его к ответственности по ст. 119 НК РФ. Такой подход находит отражение в судебной практике*(12).
Кроме того, при реализации права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС следует иметь в виду следующий случай, ставший предметом рассмотрения в арбитражном суде*(13). Общество, не являясь плательщиком НДС, выставляло покупателям счета-фактуры с выделением НДС, в связи с чем в соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в налоговую инспекцию им были предъявлены налоговые декларации по НДС, в которых суммы НДС были предъявлены к вычету, что послужило основанием для доначисления налога, пени, а также применения налоговой санкции в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ. Однако, по мнению суда, общество, не являясь плательщиком НДС, не может быть привлечено к налоговой ответственности.
Таким образом, судом сделан вывод о том, что предприятие, не являющееся плательщиком НДС, но выставившее счет-фактуру с НДС, не приобретает статуса налогоплательщика по НДС. Неправомерное предъявление НДС к вычету и занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, может повлечь за собой доначисление налога, но не применение налоговой санкции. Основанием для данного вывода является то обстоятельство, что ст. 122 НК РФ устанавливает ответственность для налогоплательщиков, а поскольку предприятие не приобретает статуса налогоплательщика НДС, то ответственность не может быть применена. Формально занижение суммы налога есть, но ответственности за данное нарушение НК РФ для лиц, не являющихся налогоплательщиками, не предусмотрено.
В данной ситуации невозможно и применение налогового законодательства по аналогии. В п. 21 Информационного письма ВАС РФ от 17 марта 2003 N 71*(14) суд указал, что в процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в т.ч. по мотиву логичности и целесообразности такого расширения. Необходимо отметить, что если организация не представила налоговую декларацию, то привлечь ее к ответственности по ст. 119 НК РФ также нельзя, поскольку ответственность установлена только для налогоплательщиков.